Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия


Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

123456

Под порядком приватизации можно понимать решение двуединой задачи: во- первых, выбор из всего массива государственного имущества именно того, которое следует продать в частные руки, и, во- вторых, определение организационной схемы, по которой конкретное имущество будет переходить в собственность физических и юридических лиц.

Решение первой задачи- коренная проблема приватизации. Смысл приватизации в нашей стране диктовался необходимостью создания условий существования рыночной экономики, появление которой в государстве, где практически вся экономика являлась государственной, было просто невозможно. Отсюда стремление практиков приватизации передать в частный сектор возможно больший объём государственного имущества, отсюда же такая характерная черта абхазской приватизации, как её обязательный характер для весьма значительного числа объектов приватизации[17].

Сначала вся совокупность государственного имущества была упорядочена в зависимости от того, возможно его приватизировать или нет. Затем то государственное имущество, которое можно было приватизировать, было распределено на несколько групп, в зависимости от того, какой государственный орган наделялся правом осуществлять его приватизацию.

Поэтому характерной чертой современной приватизации является наличие соответствующих списков предприятий, неизменных по принципу составления, но периодически меняющихся по составу[18].

Законом РА «О приватизации» был дан старт так называемой «малой приватизации». Согласно перечню объектов, приватизация которых проводится в обязательном порядке, такой приватизации подвергались следующие предприятия и объекты:

оптовой и розничной торговли,

общественного питания,

бытового обслуживания.

В организационной схеме приватизации конкретного предприятия используется заявительный принцип. Любое лицо, которому предоставлено право быть покупателем государственного имущества, а также органы приватизации в лице соответствующих комитетов по управлению имуществом, трудовой коллектив предприятия, органы власти и управления могут обратиться с заявкой о приватизации государственного предприятия.

Дополнительной гарантией приватизации является положение закона о том, что отказ в приватизации может быть дан лишь по основаниям, перечень которых, во-первых, носит закрытый характер; и, во- вторых, является небольшим. Так, отказ в приватизации возможен в следующих случаях:

если лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем по основаниям, установленным законом (ст. 7);

если имеются установленные законом ограничения на приватизацию данного предприятия;

если приватизация данного объекта запрещена;

если предприятие было приватизировано ранее.

Вместе с тем в порядке приватизации оказался недоработанным один вопрос. Так, например, получила распространение практика, когда Госкомитет по управлению государственным имуществом и приватизацией в течение положенного срока не принимал решения ни о приватизации предприятия, ни об отказе в приватизации, которое в соответствии с законом могло быть обжаловано в суде. Иными словами, комитет уклонялся от принятия решения о приватизации конкретного объекта.

Таким образом, у комитетов по управлению имуществом появилась определённая свобода маневра в отношении принятия решения о приватизации отдельных предприятий. Вряд ли такое положение можно отнести к достоинствам законодательства о приватизации. На наш взгляд, более правильным было бы установить возможность обжалования в суде не только отказа в приватизации, но и уклонения соответствующего органа от принятия необходимого решения. Это уменьшило бы возможность отдельно взятого чиновника субъективно влиять на приватизацию предприятия и, следовательно, в большей мере соответствовало бы интересам общества.

Заявки на приватизацию объектов государственной собственности, определённых в перечне приватизируемых объектов, регистрируются в органе, уполномоченном осуществлять приватизацию, в день их подачи.

Для проведения приватизации Кабинетом Министров и местными администрациями создаются соответственно республиканские, городские и районные комиссии по приватизации и устанавливается срок подготовки плана приватизации.

В состав комиссии по приватизации государственной собственности входят представители органа, уполномоченного осуществлять приватизацию, работники финансовых органов, представители трудовых коллективов.

Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.

План приватизации объекта государственной собственности включает в себя начальную цену объекта, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, определяет способы и сроки приватизации, рекомендует форму платежа. В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставного капитала) или распродажу активов предприятия. При приватизации не допускается слияние, присоединение предприятий, а также лишение их статуса юридического лица (за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его активов).

В случае принятия плана приватизации объект государственной собственности включается органом, полномочным осуществлять приватизацию, в план (график) конкурсов, аукционов, акционирования.

Подготовка объекта к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставного капитала).

В ходе подготовки к приватизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия. Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой другой вариант их использования, не противоречащий условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.

Определение цены для продажи или величины уставного капитала акционерного общества производится соответствующей комиссией по приватизации в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, установленными Кабинетом Министров РА.

На период проведения приватизации вся информация публикуется в республиканских органах печати. Учитывая массовое распространение современных средств информационного характера, мы хотели бы предложить новую редакцию ст. 14 Закона РА «О приватизации», дополнив таким образом: «Информационное сообщение о продаже имущества, принадлежащего Республике Абхазия или административно-территориальным образованиям, подлежит опубликованию в средствах массовой информации, в том числе электронного характера, определенных соответственно Кабинетом Министров Республики Абхазия, органами местного самоуправления с обязательной ссылкой в данном сообщении на электронный Интернет-адрес продавца приватизируемого имущества».

Сообщение должно включать в себя перечень объектов, подлежащих приватизации, сроки подачи первичных заявлений от соискателя, место приёма заявлений и их регистрации.

Подготовкой и публикацией первого информационного сообщения по поручению главы Администрации, занимается непосредственно отдел приватизации.

По мере проведения приватизации, публикация подобного рода сообщения, за исключением объектов, выбывших из общего перечня, может быть проведена повторно или необходимое количество раз.

Второй этап подразделяется на два раздела:

работа с первичными заявлениями на приватизацию объектов через аукцион или конкурс;

работа с первичными заявлениями на приватизацию объектов путём прямой продажи.

Администрация Кабинета Министров РА(отдел приватизации г.Сухум, района) совместно с Комиссией по приватизации определяет предварительные стартовые цены и иные условия для аукциона. Предварительные конкурсные условия определяются совместно с Конкурсной комиссией.

Отдел приватизации приглашает соискателей для ознакомления с предварительными условиями заполнения заявок по установленному образцу и выполнения всех необходимых условий. Документы передаются комиссии по приватизации.

Комиссия в соответствии с заявками разрабатывает график и план приватизации, проект второго информационного сообщения и передаёт в Администрацию на утверждение.

Второе информационное сообщение содержит в себе все необходимые данные о проведении в соответствии с Положениями аукционов или конкурсов, а также устанавливает сроки подачи дополнительных заявок.

В отношении заявлений о прямой продаже отделы совместно с Комиссиями по приватизации определяют предварительные цены и условия продажи.

Комиссия передаёт в Кабинет Министров РА предварительный пакет документов для утверждения стоимости приватизируемых объектов. После утверждения стоимостей объектов, Комиссия разрабатывает график и план приватизации объектов и передаёт их в Администрацию для утверждения.

Отделы приглашают соискателя для заполнения заявки, выполнения всех необходимых требований и заключения договора купли- продажи.

Оплата стоимости приобретаемых объектов или долей (паёв, акций) в капитале акционерных обществ(товариществ) по желанию покупателя производится единовременно или в рассрочку. При этом рассрочка не может превышать одного года, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 50% цены покупки объекта.

После того как принято решение об удовлетворении заявки на приватизацию предприятия, на нём создаётся комиссия по приватизации и разрабатывается необходимый пакет документов, главным из которых является план приватизации. Он определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества(товарищества), рекомендуемую форму проведения расчётов.

План приватизации- важнейший документ приватизируемого предприятия, играющий в его жизни ту же роль, что и паспорт в жизни отдельного человека. В частности, на основании данных, содержащихся в плане приватизации, можно провести границу в определении правового статуса открытого акционерного общества, созданного в процессе приватизации и ответить на вопрос о том, с какого момента его правовое положение полностью определяется Законом РА «Об акционерных обществах».

План приватизации подразумевает во многих случаях создание на базе имущества государственного предприятия открытого акционерного общества. Содержащаяся в плане приватизации оценка стоимости имущества предприятия определяет величину уставного капитала акционерного общества.

Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения объекта по конкурсу.

Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем объектов государственной собственности заключается договор. В нём указываются: сведения о продавце, покупателе, наименование объекта и его местонахождение, состав и цена активов объекта, условия пользования либо аренды земельного участка, на котором находится приватизируемый объект, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи объекта, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта, условия, на которых данный объект был продан по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.

Выше были упомянуты аудиторское заключение и акт инвентаризации как документы, по которым составляется передаточный акт. Наряду с ними назывался бухгалтерский баланс, с учётом данных которого рассчитывается стоимость активов унитарного предприятия. Эти документы должны прилагаться к договору. Если имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежащий приватизации, не совпадает с предприятием, определяёмым по ст.132 ГК РА, возникает вопрос о необходимости прилагать к договору перечень долгов унитарного предприятия и регистрировать заключённый договор впоследствии.

Согласно п.2 ст.27 Закона о приватизации существенные изменения в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшие после публикации информационного сообщения о его продаже и до подписания передаточного акта, могут стать основанием к отказу от заключения договора купли-продажи. Но нельзя исключать вероятность того, что состав имущественного комплекса значительно изменится во время между заключением договора и подписанием акта о передаче. Тогда отказ от совершения договора станет невозможен, и заинтересованной стороне останется действовать сообразно с общими правилами о продаже предприятия( в частности, требовать по п.4 ст.565 ГК снижения покупной цены при передаче в имущественном комплексе неизвестных прежде долгов или односторонним изъявлением воли отказываться от договора по п.1 ст.565 и п.2 ст.475 ГК при серьёзных недостатках качества вещей).

Оплата имущества производится единовременно; исключение может быть сделано при продаже без объявления цены, когда допустима рассрочка платежей на срок не более года (п.1 ст.35 и ст.24 Закона о приватизации).

Право собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия переходит к покупателю после его государственной регистрации при условии полной оплаты имущества и погашения наличной задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды (п.3 ст.27 Закона о приватизации); основанием для регистрации перехода права собственности выступают: договор купли-продажи, передаточный акт и документ, подтверждающий погашение задолженности, имеющейся по обязательным платежам (п.4 ст.27 Закона о приватизации).

С переходом имущественного комплекса в собственность покупателя существование унитарного предприятия прекращается.

Нужно отметить, что по условиям ст.28 Закона о приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется с одновременным отчуждением покупателю земельных участков: а)находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды; б)занимаемых объектами недвижимости из состава предприятия и необходимых для использования этих объектов. Границы участков определяются на основе земельного плана, предоставляемого покупателю и удостоверенного органом, ведущим государственный земельный кадастр. Этот план прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия.

Форма договора продажи предприятия и порядок передачи последнего покупателю должны отвечать общим предписаниям ГК РА.

Порядок приватизации предприятий в Республике Абхазия выше был описан подробно. Необходимо добавить, что осуществляется приватизация государственных предприятий согласно схематическому плану мероприятий по проведению приватизации объектов государственной собственности, разработанному в соответствии с законодательством РА. Данный план носит рекомендательный характер и предполагает несколько основных этапов работы. Последовательность тех или иных мероприятий может быть изменена, но только при условии соблюдения всех соответствующих законодательных и нормативных актов.

Продавец объекта государственной собственности обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить покупателю по его требованию активы объекта и документы о его финансово- хозяйственном состоянии, оформить сделку, передать объект (имущество, паи, акции) покупателю, а также выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.

Покупатель государственного предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством Республики Абхазия

2.2.Способы приватизации.Под способами приватизации понимается конкретная форма отчуждения государственного имущества. Способы, сформулированные в законе о приватизации, можно подразделить на следующие группы:

приобретение объектов государственной собственности по конкурсу(ст. 16 Закона РА «О приватизации»);

приобретение объектов государственной собственности на аукционе(ст. 17 Закона РА «О приватизации»);

приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ(ст. 18 Закона РА «О приватизации»);

приобретение объектов государственной собственности путём прямой продажи(ст. 19 Закона РА «О приватизации»);

При характеристике предусмотренных Законом способов приватизации государственного имущества в контексте государственной программы поддержки субъектов малого предпринимательства считаем необходимым внести предложение о возможности дополнения перечня способов приватизации еще одним - преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, одним из участников (учредителей) которого могло бы стать соответствующее публично-правовое образование.

Рассмотрим подробнее способы приватизации, указанные в Законе.

 

123456



Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия

Схемы приватизации унитарного предприятия